Pobegushka (pobegushka) wrote,
Pobegushka
pobegushka

Category:

Октобас

Как вы ответите на вопрос кроссворда - самый большой смычковый струнный музыкальный инструмент? Контрабас. Правильно!

Хотя и не совсем. Но об этом мало кто знает.



Самый большой смычковый струнный музыкальный инструмент - октобас!

Этот факт был выяснен сегодня благодаря книге С.Газаряна "В мире музыкальных инструментов", найденной на дальних верхних полках библиотеки родителей (в которой на мой взгляд можно найти книги по любому профилю :))). Дочь взяла ее читать, отвергнув сказки.

Хотя искала я чудную книженцию, любимую с детства, забавную и веселую, прочитанную раз пятнадцать - Якова Акима "Учитель Так-Так и его разноцветная школа". Искомое не нашла, зато нашла много другого и заодно протерла пыль :))



В выборе книг дочь - полная копия мужа - даже удивительно, почему они оба часто делают выбор в пользу познавательной литературы. Хотя почему оба. Муж этот выбор сделал уже давно. Не помню художественную книгу у него в руках. А вот технический талмуд страниц на семьсот, да еще может быть на английском языке - легко. Многие детские книги он слушает впервые вместе с Кнопочкой, когда я читаю ей вслух. Последнее время это случается все реже, к сожалению папы :)) Но я не об этом.


Вот такую замечательную фотографию я нашла.

Октобас Николя Монеты. (Фото Алексея Пивоварова)


Октобас Монеты больше знаменитого октобаса Жана Вийома (о нем ниже), который находится в музее Парижской консерватории. А создан был этот инструмент всего лишь для того, чтобы извлечь как можно более низкие звуки.

"В 1615 году на первом Дрезденском празднике на октобасе высотой в 4 метра играл некий Рапотский из Кракова. До настоящего времени сохранился другой огромный октобас "Голиаф". Он находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Его корпус напоминает виолу, но с расширенными боками. Его высота 2,60 метра, ширина 1,06. Некоторые октобасы были настолько велики, что играли на них два исполнителя. Один стоял на платформе и прижимал струны, а другой водил смычком.

В 1855 году трёхструнный октобас французского мастера Ж. Вильома демонстрировался на Парижской выставке. Ныне он находится  в музее Парижской консерватории. Его высота 4 метра, строй кварто-квинтовый, управляется рычаговым механизмом, состоящим из семи педалей и металлических брусков-клавиш, которые позволяют извлекать одновременно три звука  в кварто-квинтовом соотношении." (http://www.contrabass.ru/bass.htm)

"Октобас устанавливался и укреплялся вертикально, а музыкант поднимался на площадку, специально для него построенную. Но даже в таком положении шейка октобаса оказывалась высоко над головой музыканта, и прижимать струны к грифу пальцами было невозможно. Поэтому Вильом пристроил к октобасу механизм, управляемый педалями и ручными рычагами. Музыкант стоял на одной ноге, а другой нажимал педали. Смычок он держал в правой руке, а левой оперировал рычагами. От педалей и рычагов к грифу шли длинные тяги, связанные с планками, расположенными поперек грифа над струнами. При нажатии какой-нибудь педали или одного из рычагов соответствующая планка прижимала струну к грифу.

Октобас Вильома впечатлял своими размерами, но и он не был еще самым большим. Мастер Джон Гейер из североамериканского города Цинциннати построил инструмент высотой в четыре с половиной метра. Ширина этого октобаса достигала двух метров, так что поперек его корпуса свободно можно было уложить обычный контрабас!

Октобасы оказались нежизнеспособными, и дело даже не в очевидном их неудобстве, а в том, что мастера не получили ожидаемой силы и насыщенности звучания. Конечно, октобас мог издавать более низкие звуки, но никакими другими преимуществами перед контрабасом, как выяснилось на практике, он не обладал." (http://www.musikholl.ru/view_post.php?id=71)

Но восхищает. Хочется узреть лично. А еще лучше - услышать.
Tags: дневниковое, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments