Previous Entry | Next Entry

Продолжение. Начало: http://pobegushka.livejournal.com/228198.html

Вывела на карту маршрут нашей поездки: Улан-Удэ - Иволгинск - Улан-Удэ - Максимиха - Усть-Баргузин - остров Ольхон - Иркутск - Аршан - Жемчуг - Слюдянка - Иркутск.

Радиалки из Иркутска:
  • Листвянка
  • КБЖД
  • Тальцы

3 августа у нас был запланирован отъезд из Хужира в Иркутск. Была заказана маршрутка. Время в пути сильно зависит от очереди на паром. Пассажирский транспорт (автобусы и маршрутки) пропускают вне очереди.

13. Купить билет на маршрутку можно в центре Хужира в палатке с соответствующей надписью или в турфирмах, билет стоит 600 рублей, для сравнения билет на катер до Иркутска стоит 2200 (а из Иркутска в Хужир 3500, я так и не поняла этой арифметики). Маршрутки уходят в 12-30 и в 17-30, примерное время в пути 6 часов.

Расписание паромов. Даже если паром пришел раньше, несмотря на большую очередь машин, он отправится по расписанию.
Untitled-1

Так выглядит противоположный берег с Ольхона

Один из двух паромов

Мы выехали в 12-30 и к 19 часам были в Иркутске. Весь следующий день у нас был занят семейными планами, встречей с родственниками, отмечанием дня рождения троюродной сестры.

А еще на следующий день утром мы покинули гостеприимный Иркутск и уехали на автомобиле в Аршан - поселок у предгорья Восточных Саян, который славится своими минеральными источниками, водопадами реки Кынгырга, потухшими вулканами и прочей красотой. В Аршане мы провели три дня. Останавливались в домике на бывшей метеостанции. Вообще Аршан - курортный поселок и снять жилье здесь можно так же, как на каком-нибудь взморье. Есть и частный сектор, и санатории, и гостиницы.

14. Аршан (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BD_%28%D0%91%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F%29)
Расстояние от Иркутска до Аршана 220 км, от Иркутска до Култука ведет федеральная автомобильная трасса М-55, от Култука до Аршана - дорога на Монды.
Можно добраться на электричке от Иркутска до Култука, далее до Аршана на маршрутке.

От Иркутска до Култука автотрасса пересекает высокие хребты, много подъемов. При подъезде к Култуку открываются великолепные виды на Байкал, затем дорога серпантином спускается к поселку и берегу Байкала. На одном из поворотов находится вот такой рыбный рыночек. Сама я бы поостереглась покупать рыбу на лотках, но муж сестры без сомнения купил тут омуля горячего копчения. В Аршане мы съели его, ну о-о-очень вкусный!

В Култуке мы поворачиваем направо в сторону Монды и километров через двадцать въезжаем на территорию Тункинского национального парка

Поселок лежит прямо у подножия Тункинских Гольцов. Не зря эти горы так называются - за их острые края все время цепляются облака.

В первый день мы поднялись к каскаду из более, чем десяти водопадов по реке Кынгырга. К первому водопаду сделана цивилизованная дорожка, лестницы, мостик. Ко второму и выше нужно карабкаться по горным тропкам. Желающих находится немало, но дальше третьего мало кто продвигается.
Внимание: на дорожке к мостику могут встречаться странного вида местные жители, которые показывая некие заламинированные бумажки, требуют оплатить входную плату в 60 рублей с человека. Так вот, никакого отношения в Тункинскому национальному парку они не имеют. Собирают деньги себе в карман на ремонт провала.

На водопаде

Бурундуки - это бич туристов :) Вездесущие маленькие зверушки, прогрызают палатки в поисках съестного, как мыши. Но хорошенькие... :) Специально для них при подходе к водопадам продают кедровые орешки. Бурундуки как белки - с радостью берут орехи с рук.

Нужно унести все орехи. Зачем еще зверькам нужны щеки? :)
Untitled-2

Аршан. Краны с горячей минеральной водой

Во второй день мы посетили Хойморский буддийский дацан "Бодхидхарма", осмотрели два потухших вулкана и сходили на шашлыки в одно чудесное местечко :). В последний день мы поехали в поселок Жемчуг, чтобы искупаться в горячих источниках. Затем по дороге в Иркутск заехали в Слюдянку, чтобы посетить минералогический музей и посмотреть знаменитый железнодорожный вокзал. К вечеру мы уже снова были в Иркутске.

Потухший вулкан Шандагатайский. На фотографии он невзрачен и похож на кусок песчаного карьера. Вдали тоже вулкан, к нему мы долго шли по заболоченному полю, в реальности он дальше, чем кажется.

А вот что лежит под ногами у потухшего вулкана. Это пемза. Можно найти большие куски, размером с кирпич, она почти невесомая.

15. Поселок Жемчуг.
Купание в термальном бассейне:
дети до 5 лет - бесплатно, с 5 до 10 лет - 50 рублей, с 10 лет и старше - 100 рублей. Есть прокат тапочек и полотенец.

Работает с 8-00 до 24-00
Вход и выход в бассейн осуществляется через небольшое кафе, в котором после купания можно заказать горячий суп, второе блюдо, чай.

Бассейн с минеральной термальной водой, температура 52 градуса. Детям можно там находиться 10-15 минут, взрослым 20-25.

16. Слюдянка
  1. Музей минералогический = Частный музей минералов Жигалова «Самоцветы Байкала»
    Адрес: ул. Слюдяная 36.
    Музей работает с 8:00 до 21:00 без выходных и перерывов.
    Взрослый билет 150 рублей, детский 100 рублей. Фотосъемка бесплатная.
  2. Железнодорожный вокзал
Во дворе музея. Он расположен на территории одной усадьбы, не в центре Слюдянки, найти оказалось непросто :) Музей замечательный, экспозиция не уступает музею Ферсмана.

Здание вокзала в Слюдянке, выполненное из чистого мрамора стоит посетить отдельно, не рассчитывая на экскурсию по КБЖД, т.к. во время поездки по КБЖД туристам дают всего минут 20 на осмотр вокзала, а поезд в нашем случае остановился не близко и пришлось переходить с платформы на платформу по виадуку.

На следующий день, выспавшиеся и отдохнувшие, мы поехали в Листвянку. Первым делом на частном катере проплыли к Шаман-камню, это недолгая прогулка - около получаса туда и обратно. Кстати, в окрестностях Байкала есть несколько абсолютно разных Шаман-камней и Аршанов :)

17. Листвянка.
  1. Прогулка на катере к Шаман-камню. Есть еще прогулочный рейс по Байкалу по Лиственничному заливу (http://www.vsrp.ru/passengers/trips/listvenichny-zaliv/ ), но мы не стали его брать, нам уже не было особо интересно после плавания на Ольхон.
    Продолжительность 1 час
    Билеты: 270 взрослый, 170 детский
    Расписание – не указано.
  2. Байкальский музей ИНЦ СО РАН (лимнологический)
    Адрес: поселок Листвянка, ул. Академическая,1
    Часы работы: с 10:00 до 17:00 (зима), с 09:00 до 18:00 (лето), без выходных.
    Стоимость билетов на осмотр экспозиции вместе с посещением "батискафа" взрослый 300 рублей, детский 240, фотосъемка 50 рублей.
  3. Нерпинарий
    Адрес: п. Листвянка, ул. Горького, 101 "А", между гостиницей «Прибой» и сувенирной площадкой.

Цена билета: 280 рублей для взрослых, 220 рублей для детей от 2 до 12 лет.
    Представления: Со вторника по пятницу (11-00, 12-00, 13-00, 14-00, 15-00, 16-00, 17-00 ). В субботу, воскресенье (11-00, 12-00, 13-00, 14-00, 15-00, 16-00, 17-00, 18-30 )
    После представления можно сфотографироваться с нерпой, стоимость 150 рублей.
    Фотографировать на представлении строго запрещено.
  4. Подъем на канатно-кресельном подъемнике на обзорную площадку «Камень Черского».
    Стоимость подъема вверх-вниз для взрослого 200 (в один конец - 100 рублей), для ребенка - 100 рублей.
    от Байкальского музея по дороге нужно подняться по указателям до горнолыжного комплекса "Истлэнд", дорога заканчивается прямо у станции подъемника.
Затем сходили в лимнологический музей. Для индивидуальных посетителей в музее проводят бесплатные интересные экскурсии. Осмотр начинается с интерактивной экспозиции, посвященной геологическому развитию материковой части в том месте, где находится современный Байкал. С помощью макетов можно ощутить глубину озера, познакомиться с рыбой, которая водится в нем, ее особенностями, флорой и фауной берегов. В музее есть свой аквариум, в котором представлены рыбы Байкала и даже живут две нерпочки. За отдельную плату можно совершить интерактивное погружение на дно Байкала в батискафе.

Затем мы сходили на представление в нерпинарий. Купили билеты непосредственно перед сеансом. Помещение нерпинария небольшое, зрители стоят вокруг бассейна, представление длится меньше часа. В целом интересно.

В нерпинарии после представления. У Кнопки в руке какое-то приспособление с кусочком рыбы. После фотографирования нерпа бочком подбирается к руке, выхватывает рыбу и тут же булькается в бассейн :)
Untitled-5

В заключении мы поднялись на канатной дороге к камню Черского (не путать с пиком Черского), чтобы окинуть взором окрестности с самой высокой точки. "Камень Черского – вершина одной из прибрежных гор в поселке Листвянка, высотой в 755 метров. Она названа в честь знаменитого исследователя Байкала, геолога Ивана Дмитриевича Черского.
Здесь находится беседка с обзорной смотровой площадкой, откуда открывается прекрасная панорама почти всей южной котловины Байкала: на горизонте высятся белые вершины хребта Хамар-Дабан, почти под ногами исток Ангары с Шаман-камнем, за ним – порт Байкал, направо – Ангара вплоть до Иркутского водохранилища, налево виднеется листвянская пристань, судоверфь, а над ними белеет телескоп Байкальской обсерватории, находящийся на восточной окраине Листвянки. Деревья и кустарники на площадке покрыты многочисленными ленточками, которые оставляют туристы."

Камень Черского. Внизу виден порт Байкал. На заднем плане Хамар-Дабан

Подъемник

Untitled-3

Из Листвянки мы заехали на находящуюся неподалеку дачу к еще одной моей троюродной сестре. Дачный поселок очень красивый, расположен в непосредственной близости от Ангары. Следующим ранним утром, запасшись провизией, т.к. основную часть времени на прогулке по КБЖД люди едят :), мы отправились на экскурсию по КБЖД. Наш маршрут был такой: от Иркутска до Листвянки - автобус, из Листвянки в порт Байкал катер, из порта Байкал до Слюдянки на специальном туристическом поезде со скоростью около 20 км/ч, от Слюдянки до Иркутска на том же поезде, но уже с современной скоростью :)

18. Экскурсия по КБЖД
Цены варьируются в зависимости от класса вагона.

Отправление на однодневную программу по КБЖД лучше брать с утренним отправлением на автобусе от драм театра. Автобус привозит туристов в Листвянку к отходу ракеты, время ее хода до порта Байкал около 20 минут. В порту Байкал есть свободное время около 40 минут. Можно положить свои вещи на места и сходить в музей, посвященный истории строительства КБЖД, в здании вокзала. От драматического театра в Иркутске одновременно отправлялись два автобуса, мы уехали на первом, успели в музей. Мне показалось, что часть пассажиров, ехавшая на втором автобусе, переправлялась на другом катере и прибыла прямо к отходу поезда, они в музей попасть не успели. Поэтому рекомендую не задерживаться утром и уезжать как можно раньше.

Платформа в порту Байкал

Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги (филиал музея на станции Байкал)
Время работы:
среда, суббота - с 12-00 до 20-00
четверг, воскресение с 10-00 до 18-00
пятница с 11-00 до 19-00
понедельник, вторник - выходные дни
Вход бесплатный, можно фотографировать
За полчаса до отхода поезда начинается бесплатная, интересная экскурсия.

В музее много интересных рисунков, схем, документов

В двух небольших комнатах размещаются замечательные макеты. Например, макет паромной переправы, 1902 год

Поезд укомплектован вагонами первого и второго класса, отличаются они небольшим удобством, - в первом классе у кресел есть специальные столики, народу меньше. Есть места, рассчитанные на группу из трех человек, что удобно. В первом, третьем, пятом и седьмом вагонах есть туалеты. Они работают всю дорогу, даже на остановках, чистые. В третьем вагоне есть буфет, можно в течение дня купить что-нибудь перекусить. Также там можно купить карту КБЖД с фото и описанием за 150 рублей.

По дороге поезд делает несколько остановок, длиной от 20 минут до полутора часов.

На самой длинной стоянке в пади Половинная тоже можно перекусить: местные жители выносят столики с едой и сувениры. Можно вдоволь нагуляться и даже искупаться.

Тоннель №18 "Киркирей 3"

На следующий день, после всех наших радиалок из Иркутска, наконец-то дошло время до пешей прогулки по самому городу. Выспавшись после поездки по КБЖД, мы с наслаждением нагулялись, налюбовались на Ангару, посетили два музея декабристов и музей истории города. Заглянули и в разрекламированный 130 квартал «Иннокентьевская слобода». Такие слова я скопировала себе из одного путеводителя: "целый квартал деревянных сооружений, купеческих домов, специально воссозданных в центре Иркутска, там и музеи есть различные и красота старины". Честно скажу, этот некачественный новодел, куда как баранов приводят толпами иностранцев, не понравился совсем :( Не интересно и скучно, много сувенирных лавок, но ничего особенного и стоящего мы там не приглядели. Много строек.

А вот в самом Иркутске еще сохранились настоящие деревянные дома, славящиеся своими наличниками. Их постепенно сносят, как ветхий фонд, возводя рядом современные многоэтажные жилые дома. Но полюбоваться еще есть на что.

Город занимает довольно большую территорию, районы расположены далеко друг от друга, несколько обособленно. Основные виды транспорта автобус и трамвай.

19. Иркутск
  1. Иркутский музей декабристов (http://imd38.ru/)
    • Дом-музей Волконских (пер. Волконского, 10)
      Часы работы: 10.00 – 18.00
      Выходной день – понедельник
      Стоимость входных билетов: взрослый 200 рублей, детский - 100 рублей, фотосъемка - 70 рублей.

• Дом-музей Трубецких (ул. Дзержинского, 64)
      Часы работы: 10-00 - 18-00
      Выходные дни - вторник, среда

Для самостоятельных посетителей в музее проводят бесплатные экскурсии.
  2. Музей истории города Иркутск
    Адрес: г. Иркутск, ул. Франк-Каменецкого, 16 «А»

Режим работы: с 10-00 до 18-00, выходной день - среда
    Рекомендую взять в музее индивидуальную экскурсию, она недорогая, но очень интересная!
По поводу музеев декабристов: в музее Волконских дом является настоящим, вещи подлинные, принадлежали семье. Но индивидуальная экскурсия дорогая, мы осматривали экспозицию, читая пояснения не специальных заламинированных листах. Про так называемый дом-музей Трубецких нельзя доподлинно сказать, что они там были или жили. Но Трубецкие там бывали. Это существенное отличие. Поэтому экспозиция дома и экскурсия посвящены декабристам вообще, а не конкретно семье. Музей оформлен интерактивными панелями, информация дается интересно. Мне показалось, что она рассчитана на детей, которые впервые знакомятся с темой. Нашей Кнопке было интересно.

В наш последний день мы успели съездить в этнографический музей Тальцы и, вернувшись в Иркутск, полазить по ледоколу Ангара. Вечером был торжественный прощальный ужин, после которого мы нервно пытались запихнуть наши сильно увеличившиеся в объеме вещи в рюкзаки :)

20. Архитектурно этнографический музей Тальцы
Режим работы: 10.00 – 17.00, ежедневно, без выходных
Расположение: 47 км от Иркутска по Байкальскому тракту
Стоимость входного билета – 100 рублей, цена на фотосъемку - 50 рублей
Экскурсионное обслуживание для группы 3 человека – 750 рублей (заказывать по телефону заранее!)

Музей расположен на живописном берегу Ангары

21. Иркутск. Ледокол "Ангара"
Адрес: г. Иркутск, м/р Солнечный
Часы работы: с 10:00 до 18:00;
Выходные дни - понедельник, вторник

Музей уже частный, ему несомненно требуется ремонт. Владельцы с трудом отстаивают этот крошечный ледокол от попыток отправить на переплавку. По факту музей работает дольше, чем указано в расписании. Мы взяли экскурсию, она недорогая. Нам разрешили посмотреть сохранившееся машинное отделение. Все в несколько запущенном состоянии, но было действительно очень интересно.

И напоследок, какие сувениры стоит привозить с Байкала:
  1. Конечно рыбу ! :) - омуль, хариус
  2. Травы - чай сагандайля, курильский чай. Можно в подарочных упаковках (есть в Иркутске, Тальцах, Хужире), можно в развес, как в Аршане.
  3. Изделия из монгольской шерсти. Юрты с такими изделиями встречались нам в Улан-Удэ, Тальцах, Хужире. Шапка и носки из яка, купленные дочке замечательного качества.
  4. "Экзотические" разности: жевательная сера (смола сибирской лиственницы для жевания) - есть в фабричной упаковке (купила такую в аэропорту), есть на развес на лотках на рынке (видела в Аршане); быстрорастворимый соленый монгольский чай, китайский прессованный чай.

( 6 comments — Leave a comment )
ksu07
Sep. 24th, 2012 09:25 am (UTC)
Я опять в полном потрясении от вашего маршрута, его детальной проработки и планирования. Ну, и само собой, всё безумно интересно!

Свет, а какова сера на вкус? Как-то звучит не очень:).
pobegushka
Sep. 24th, 2012 09:46 am (UTC)
Ты когда-нибудь смолу с дерева жевала? Вот она такая же на вкус, т.е как я понимаю - это смола и есть. На любителя, конечно. Но не противная. Написано, что обладает антибактериальными свойствами. Многие местные жители любят.
ksu07
Sep. 24th, 2012 09:50 am (UTC)
Да, когда-то жевала, в лесу под Архангельском:). Классе в третьем. Тогда было вкусно, видимо. Сейчас чего-то такого уже не хочется:).
pobegushka
Sep. 24th, 2012 09:53 am (UTC)
О, как раз думаю, что ты жевала то же самое, что в коробочке лежит :) Я тоже до этого жевала лишь в школьные годы :) Та сера, что на развес бывает еще разной твердости. Сестра меня угощала мягкой, но эта мягкая сера поприлипала к зубам, я потом ее два дня снимала щеткой :))
pamsik
Nov. 13th, 2012 01:15 pm (UTC)
А смола пломбы не вытаскивает?)
Потрясающее путешествие! Открыла рот и долго не могла закрыть. Вот это драгоценности на маршруте!
Единственное, вздрогнула когда увидела фото твоей девочки на камне. Боюсь я таких "фонов", опасные они. Сама однажды в студенческие годы, желая сфоткать покрасивее, чуть не свалилась в расселину...
( 6 comments — Leave a comment )